Управление дыханием

диспноэ

Одышка определяется просто как "чувство, что ты не дышишь", и большинству из нас знакомо это ощущение, когда мы однажды бегали по округе в детстве или в более поздние годы, взбираясь на холмы или спеша в автобус. В этом контексте это, конечно, абсолютно нормальная реакция на напряжение, и нам это нравится, потому что мы можем его контролировать.

Однако когда мы чувствуем дыхание и не напрягаемся, это совсем другое дело. Мы больше не чувствуем себя под контролем, и одним из результатов является то, что наши уровень тревоги подниматься. Как только мы начинаем беспокоиться, чувство может перерасти в панику, что только ухудшит положение, поскольку само по себе это может вызвать одышку. Намного легче дышать, если мы будем сохранять спокойствие, насколько это возможно.

Одышка может возникать внезапно (как острый приступ) или постепенно. Оно может сохраняться в течение длительного времени и стать хроническим заболеванием. Чтобы избежать чрезмерной тревоги, важно, чтобы пострадавшие (пациенты и лица, ухаживающие за больными) снова взяли ситуацию под контроль, и именно это будет делать Ваш врач. Поэтому важно информировать врача о любых неожиданных приступах одышки. (NB) Ваш врач называет одышкой диспноэ).

 

причины

Острая атака

Внезапный приступ потребует быстрого обращения к врачу, так как часто требует немедленного лечения. Люди, которые имеют астмахроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) или сердечная недостаточность, как правило, хорошо подготовлена их врачами, с планом действий, который включает в себя начало лечения до прибытия врача. Если это ново для вас, немедленно обратитесь за медицинской помощью.

В группе людей, страдающих аспергиллезом, часто наблюдается астма, ХОБЛ и инфекция (пневмония и бронхит) рассмотреть. Британский фонд легких перечислите следующие распространенные причины:

  • Вспышка астмы: Вы можете чувствовать, что ваша грудь напряжена, или вы чувствуете, что хрипите, а не задыхаетесь.
  • Вспышка ХОПД: Вы можете почувствовать больше запаха изо рта и утомления, чем обычно, и ваши обычные способы контролировать свое дыхание не работают так хорошо.
  • плоктевая эмболия, Это когда у вас есть сгустки в легочных артериях, которые путешествовали из других частей вашего тела, обычно ваших ног или рук. Эти сгустки могут быть очень маленькими и вызывать острое одышку. Чем больше сгустков может высвободиться в течение длительного времени, тем хуже будет ваше чувство одышки, и в конечном итоге у вас может появиться ежедневное длительное одышка.
  • Легочные инфекции, такие как пневмония и бронхит.
  • Пневмоторакс (также называется коллапс легкого)
  • Отек легких или выпот или жидкость в легких, Это может быть связано с неспособностью вашего сердца эффективно перекачивать жидкость или с заболеванием печени, раком или инфекцией. Это может также вызвать длительное одышку, но это может быть полностью изменено, как только причина известна.
  • Сердечный приступ (также называемый тромбозом коронарных артерий)
  • Аритмия сердца, Это ненормальный ритм сердца. Вы можете чувствовать, что ваше сердце пропускает биения, или вы можете испытывать учащенное сердцебиение.
  • Гипервентиляция или приступ паники.

Длительная (хроническая) одышка

Хроническое одышка обычно является симптомом основного хронического заболевания, такого как астма, аллергический бронхолегочный аспергиллез (ABPA), хронический легочный аспергиллез (CPA), ожирение и многое другое. Британский фонд легких перечислите следующие распространенные причины:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)
  • Сердечная недостаточность, Это может быть связано с проблемами с ритмом, клапанами или сердечными мышцами вашего сердца.
  • Интерстициальная болезнь легких (ILD), включая идиопатический легочный фиброз (IPF), Это условия, когда воспаление или рубцовая ткань накапливается в ваших легких.
  • Аллергический альвеолит, которая является аллергической реакцией легких на определенные виды пыли, в которые вы вдыхаете.
  • Промышленные или профессиональные заболевания легких такие как асбестоз, который вызван воздействием асбеста.
  • бронхоэктазия, Это когда ваши бронхи рубцы и искажены, что приводит к накоплению мокроты и хронического кашля.
  • Мышечная дистрофия или миастения, что вызывает мышечную слабость.
  • Анемия и болезни почек.
  • Быть тучным, не иметь физической формы и чувствовать беспокойство или депрессию также может вызвать у вас одышку. Вы можете часто иметь эти проблемы наряду с другими условиями. Лечение их является важной частью лечения вашего одышки.

Диагностика одышки

Ваш врач захочет выяснить, что вызывает у вас одышку, и, как вы можете видеть выше, существует много возможностей, поэтому диагностика может занять некоторое время. В группе людей, страдающих аспергиллезом, этот список намного короче, но ваш врач все равно должен быть уверен, что он нашел правильную причину. Есть несколько полезных советов на сайте BLF для людей, которые впервые пойдут к врачу с одышкой, включая запись видов деятельности, от которых у вас перехватывает дыхание, по телефону с помощью фотоаппарата и показ записей врачу.

ПРИМЕЧАНИЕ: если вы страдаете хронической одышкой, вас иногда просят оценить ваш уровень одышки от 1 до 5, используя эту шкалу:

класс Степень одышки, связанной с деятельностью
1 Не беспокоит одышка, за исключением физических упражнений
2 Одышка при спешке на уровне или подъеме по небольшому холму
3 Ходит медленнее, чем большинство людей на уровне, останавливается через милю или около того или останавливается через 15 минут ходьбы в своем темпе
4 Останавливается для дыхания после ходьбы около 100 ярдов или через несколько минут на ровной поверхности
5 Слишком затаивший дыхание, чтобы выйти из дома, или затаивший дыхание при раздевании

Управление дыханием

Как только причина вашего одышки будет установлена, вы и ваш врач можете работать вместе, чтобы контролировать ваше дыхание. Вещи, которые вы можете сделать, включают в себя (с сайта BLF):

  • Если вы курите, получить помощь, чтобы бросить. Есть очень хорошие доказательства того, что посещение человека, который обучен помогать людям бросить курить, а также регулярное употребление никотиновой замены и/или лекарств против рвоты, увеличивает ваши шансы стать некурящим в течение длительного времени.
  • Получить грипп джеб каждый год.
  • Пытаться некоторые дыхательные техники. Существуют различные методы, которые вы можете использовать, чтобы помочь вам контролировать дыхание. Если вы практикуете их и используете каждый день, они помогут вам, когда вы активны и получаете бездыханное дыхание. Они также помогут вам управлять, если вы внезапно почувствуете нехватку воздуха. Некоторые примеры таковы:
    - Дуйте, как вы идете: выдохните, когда вы делаете большие усилия, такие как стоять, растягивать или сгибать.
    - Дыхание по губам: выдохните, как будто вы свистите губами.
  • Будьте более физически активны. Физическими нагрузками могут быть прогулки, садоводство, выгул собаки, работа по дому или плавание, а также посещение тренажерного зала. Прочитайте наше руководство по упражнениям в кровати или на стуле.
  • Если у вас есть заболевание легких, вас могут направить в программа легочной реабилитации (PR) вашим врачом, а если у вас проблемы с сердцем, то и услуги по реабилитации сердца тоже есть. Эти занятия помогут вам взять под контроль вашу одышку, сделают вас более подготовленными, а также доставят вам массу удовольствия.
    Если у вас перехватывает дыхание из-за потери физической формы, спросите вашего терапевта или практикующую медсестру о местных схемах перенаправления, которые поддерживают людей, желающих быть более активными.
  • Пей и ешь здоровую и управлять своим весом. Ваш врач может помочь вам выяснить, каким должен быть ваш здоровый вес. Если вы носите лишний вес, вам потребуется больше усилий, чтобы дышать и двигаться, и будет труднее получить контроль над вашим ощущением одышки.
    Если у вас диабет, спросите об образовательных мероприятиях, которые помогут вам контролировать свой вес и придерживаться более сбалансированной диеты. Ваш лечащий врач или практикующая медсестра могут помочь вам найти службы поддержки здорового питания.
  • Получите лечение, если вы чувствуете стресс или беспокойство. Если в вашем районе нет специализированной клиники по лечению одышки, которая бы оказывала такую помощь, попросите вашего терапевта направить вас к консультанту или клиническому психологу, который сможет вам помочь. Иногда лекарства тоже могут помочь, так что поговорите об этом со своим терапевтом.
  • Используйте правильные лекарства правильноНекоторое одышка лечится ингаляторами. Если у вас есть ингалятор, убедитесь, что кто-то регулярно проверяет, как вы знаете, как правильно его использовать. Не бойтесь попросить попробовать разные виды, если не можете ладить с тем, что у вас есть. Используйте их так, как вам прописали. Попросите вашего врача или медсестру дать письменное описание того, как вы можете справиться с состоянием ваших легких.
  • Если вы принимаете таблетки, капсулы или жидкости для контроля дыхания, убедитесь, что вы знаете, зачем вы их принимаете, и спросите вашего медицинского работника или фармацевта, если вы этого не делаете. Если одышка вызвана сердечной недостаточностью, вам, возможно, потребуется скорректировать лечение в соответствии с вашим весом и степенью опухания лодыжек. Убедитесь, что у вас есть письменный план, который вы понимаете.
  • Если у вас ХОБЛ, то, возможно, у вас есть спасательный пакет, так что вы можете начать лечение на ранней стадии, если у вас возникла вспышка. К этому всегда должен прилагаться письменный план действий, который вы понимаете и с которым соглашаетесь.

Может ли кислород помочь?

Факты свидетельствуют о том, что кислород не поможет вашему дыханию, если уровень кислорода в крови нормальный. Но если у вас есть состояние, которое означает, что уровень кислорода в крови низкий, кислородная обработка может заставить вас чувствовать себя лучше и жить дольше.

Ваш лечащий врач может направить вас за советом и тестами. Вам следует обратиться к специалистам, чтобы оценить ваши потребности и убедиться, что вы используете кислород безопасно. Они будут контролировать использование кислорода и менять рецепт по мере необходимости. Никогда не используйте кислород без консультации специалиста.

Дальнейшая информация:

Managing Breathlessness

Breathlessness

Breathlessness is simply defined as ‘feeling that you are out of breath’, and most of us are familiar with that sensation when we once ran around as children or in later years climbing hills or rushing for a bus. In this context it is of course a completely normal reaction to exertion and we are comfortable with it because we can control it.

However when we feel breathless and we haven’t exerted ourselves it is very different matter. We no longer feel in control and one result is that our anxiety levels rise. Once we start getting anxious the feeling can spiral to panic, which will only make things worse as this itself can cause breathlessness. It is much easier to breath if we keep as calm as possible.

Breathlessness can come on suddenly (as an acute attack) or gradually. It can stay for a long time and become a chronic condition. In order to avoid excessive anxiety it is important that the people affected (patients and carer) are put back into control of the situation, and that is what your doctor will do. It is therefore important that you inform your doctor about any unexpected bouts of breathlessness. (NB your doctor refers to breathlessness as dyspnoea).

image showing woman struggling with breathlessness

Causes

Acute attack

A sudden attack will require you to see a doctor quickly, as it often requires immediate treatment. People who have asthmachronic obstructive pulmonary disease (COPD) or heart failure are usually well prepared by their doctors, with an action plan that includes starting treatment before the clinician arrives. If it is new to you seek medical assistance without delay.

In a group of people who have aspergillosis, there is often asthma, COPD and infection (pneumonia and bronchitis) to consider. The British Lung Foundation list the following common causes:

  • A flare-up of asthma: You might feel your chest is tight or feel you are wheezing rather than being short of breath.
  • A flare-up of COPD: You might feel more out of breath and tired than normal and your usual ways to control your breathlessness don’t work so well.
  • pulmonary embolism. This is when you have clots in your lung arteries that have travelled from other parts of your body, usually your legs or arms. These clots can be very small and cause acute breathlessness. More clots can get released over a long time and cause your feeling of breathlessness to get worse, and eventually you might have daily long-term breathlessness.
  • Lung infections such as pneumonia and bronchitis.
  • Pneumothorax (also called collapsed lung)
  • Pulmonary oedema or effusion or fluid in your lungs. This might be due to the failure of your heart to pump fluid around efficiently or due to liver disease, cancer or infection. It can also cause long-term breathlessness, but this can be reversed once the cause is known.
  • A heart attack (also called a coronary artery thrombosis)
  • Cardiac arrhythmia. This is an abnormal heart rhythm. You might feel your heart misses beats or you might experience palpitations.
  • Hyperventilation or a panic attack.

Long term (chronic) breathlessness

Chronic breathlessness is usually a symptom of an underlying chronic condition such as asthma, Allergic Bronchopulmonary Aspergillosis (ABPA), Chronic Pulmonary Aspergillosis (CPA), obesity and more. The British Lung Foundation list the following common causes:

  • Chronic obstructive pulmonary disease (COPD)
  • Heart failure. This can be due to problems with the rhythm, valves or cardiac muscles of your heart.
  • Interstitial lung disease (ILD), including idiopathic pulmonary fibrosis (IPF). These are conditions where inflammation or scar tissue builds up in your lungs.
  • Allergic alveolitis, which is an allergic lung reaction to certain dusts you breathe in.
  • Industrial or occupational lung diseases such as asbestosis, which is caused by being exposed to asbestos.
  • Bronchiectasis. This is when your bronchial tubes are scarred and distorted leading to a build-up of phlegm and chronic coughing.
  • Muscular dystrophy or myasthenia gravis, which causes muscle weakness.
  • Anaemia and kidney disease.
  • Being obese, lacking fitness, and feeling anxious or depressed can also cause you to feel short of breath. You might often have these issues alongside other conditions. Treating them is a vital part of treating your breathlessness.

Diagnosing breathlessness

Your doctor will want to discover what is causing your breathlessness and, as you can see above, there are many possibilities so diagnosis can take some time. In a group of people with aspergillosis the list is much shorter but your doctor will still need to be sure he has found the correct cause. There are several useful tips on the BLF website for people going to see their doctor for the first time with breathlessness, including recording the sorts of activity that make you breathless on a phone with a camera and showing the recordings to your doctor.

NOTE if you are a chronic breathlessness patient you will sometimes be asked to score your level of breathlessness from 1-5 by using this scale:

GradeDegree of breathlessness related to activities
1Not troubled by breathlessness except on strenuous exercise
2Short of breath when hurrying on the level or walking up a slight hill
3Walks slower than most people on the level, stops after a mile or so, or stops after 15 minutes walking at own pace
4Stops for breath after walking about 100 yards or after a few minutes on level ground
5Too breathless to leave the house, or breathless when undressing

Managing Breathlessness

Once the cause of your breathlessness has been established, you and your doctor can work together to get control of your breathing back. Things you can do include (from BLF website):

  • If you smoke, get help to quit. There is very good evidence that seeing someone who is trained to help people stop smoking, as well as taking regular nicotine replacement and/or anti-craving medicines, increases your chance of being a long-term non-smoker.
  • Get a flu jab every year.
  • Try some breathing techniques. There are various techniques that you can use to help you control your breathing. If you practise these and use them every day, they will help you when you are active and getting breathless. They will also help you manage if you get short of breath suddenly. Some examples are:
    – Blow as you go: breathe out when you are making a big effort, such as standing up, stretching or bending.
    – Pursed-lips breathing: breathe out with your lips pursed as if you were whistling.
  • Be more physically active. Physical activity could be walking, gardening, walking the dog, housework or swimming as well as going to a gym. Read our guide to exercising in a bed or chair.
  • If you have a lung condition, you can be referred to a pulmonary rehabilitation (PR) programme by your doctor, and if you have a heart problem there are cardiac rehabilitation services too. These classes help you to get control over your breathlessness, get you fitter and are also lots of fun.
    If you are breathless due to loss of fitness, ask your GP or practice nurse about local referral schemes that support people who want to be more active.
  • Drink and eat healthily and manage your weight. Your doctor can help you work out what your healthy weight should be. If you are carrying excess weight you will require more effort to breathe and move around, and it will be more difficult to get control over your feelings of breathlessness.
    If you have diabetes, ask about educational events to help you to manage your weight and eat a more balanced diet. Your GP or practice nurse can help you to find healthy eating support services.
  • Get treatment if you feel stressed or anxious. If your area doesn’t have a dedicated breathlessness clinic that provides this help, ask your GP to refer you to a counsellor or clinical psychologist who will be able to help. Sometimes medicines can help too, so talk to your GP about this.
  • Use the right medication in the right way.- Some breathlessness is treated with inhalers. If you have an inhaler make sure somebody regularly checks you know how to use it correctly. Don’t be afraid to ask to try different types if you can’t get on with the one you have. Use them as they have been prescribed to you. Ask your doctor or nurse for a written description of how to manage your lung condition.
  • If you take tablets, capsules or liquids to control your breathing make sure you know why you are taking them and ask your health care professional or pharmacist if you don’t. If your breathlessness is due to heart failure you might need to adjust your treatment according to your weight and how much your ankles swell. Make sure you that have a written plan that you understand.
  • If you have COPD, you might have a rescue pack so you can start treatment early if you have a flare-up. This must always come with a written action plan that you understand and agree with.

Can oxygen help?

Evidence shows that oxygen will not help your breathlessness if your blood oxygen levels are normal. But if you have a condition that means that the level of oxygen in your blood is low, oxygen treatment can make you feel better and live longer.

Your GP can refer you for advice and tests. You should see a specialist team to assess your needs and ensure you use oxygen safely. They will monitor your use of oxygen and change your prescription as your needs change. Never use oxygen without specialist advice.

Further information: